Живая стратегия города

Живая стратегия города подразумевает направленный общегородской диалог по определению перспектив развития города. Существенным моментом данного формата является то, что общегородская разработка стратегии как процесс не менее важна, чем результаты данный разработки. Актуальность такого подхода определяется слабой эффективностью реализации обычных стратегий социально-экономического типа, которые разрабатываются в кабинетах, без учета профессионалов от дела, часто обладают одинаковыми целями (увеличение уровня и качества жизни), которые не конкретны и не определяют стратегический замысел. Ниже описанные схемы разработаны и внедрены в г.о.Самара в 2015г.

Особенностями данного «движка оживления» являются следующие аспекты:

  • обязательное участие в разработке не только представителей локальных правительств, но и лидеров мнений и лидеров многих городских сообществ и молодежи,
  • широкое участие граждан в разработке, целевой ориентир: в мероприятиях по определению направлений развития должно принять участие более 1% населения города в различных процессах,
  • минимально и максимально возможного времени разработки живой стратегии не существует: главное обеспечить общегородское согласие по её направлениям, в каждом городе процессы протекают своим путем,
  • разработка живой стратегии предполагает широкую образовательную программу как для локальных лидеров, так и для представителей городских сообществ,
  • разработка живой стратегии предполагает участие в данном процессе тех, кто будет реализовывать данную стратегию, прежде всего управленцев,
  • работа над живой стратегией призвана, в том числе, запускать новые деятельности, новые институты и новые проекты в городе с реальным воплощением выявленных в рамках разработки стратегии особенностей и перспектив развития,
  • результатами разработки живой стратегии являются видение будущего города, определение его уникальности, формулирование миссии города с определением базовых и перспективных направлений экономического и социального развития, контуров уникальной глобальной услуги города, а также перспектив взаимовыгодного сотрудничества с другими городами.

По сути, разработка живой стратегии города является форматом перезагрузки основных социальных отношений в городе с выявлением скрытых резервов и возможностей городского развития. При этом, чрезвычайно важно понимать, что изменение, обновление и адаптация живой стратегии города происходит постоянно на принципах функционирования и развития живых систем. Вместе с тем, базовые институты и общегородские «договоренности» должны оставаться неизменными на протяжении всего периода их существования, определенного в живой стратегии. По сути, реализуется следующий принцип: «Ценности важнее планов, но институты важнее обстоятельств».

Особым «движком», без которого стратегия не будет работать на реальное оживление города, является система управления реализацией стратегии. В каждом города  она  конструируется в соответствие со своими особенностями.

На рисунке приведена схема, на которой изображены основные организации, реализующие непрерывный процесс реализации стратегии. Стратегические направления деятельности: инновационно-технологическое, коммуникационное, туристическое и т.д. в каждом городе свои.

Основные организации, обеспечивающие разработку и реализацию живой стратегии города.

Основные организации, обеспечивающие разработку и реализацию живой стратегии города.

Система управления реализацией живой стратегии, организованная на базе специального комплексного положения о деятельности по реализации организационно обеспечивает продвижение интеллектуальной технологии и принципа взаимодействия всех категорий горожан с работниками муниципального образования шаг за шагом.

Технологические основы управления реализацией стратегии базируются на главной организационно-управленческой цели стратегии для любого города: «Перевести город в режим непрерывного технологически выстроенного управления развитием, сочетающего стратегические инициативы с эффективным решением текущих задач на основе партнерской платформы сотрудничества власти, бизнеса и общества».

Технологичность реализации стратегии задается последовательностью реализации стратегических документов согласно «путевым листам» (и дорожным картам) содержащим программы и проекты, которые отражены в «путевом» листе; применением к каждой программе или проекту определенной совокупности из пяти основных механизмов реализации стратегии, а также семи видов процедур (что, кто, как, когда, с кем, зачем и где должен делать?)

При этом все программные (проектные) процессы осуществляются в соответствии с направленностью достижения целевых ориентиров, заданных в «дереве» целей.

Система организации работ по реализации стратегии зависит как от специфики каждого из направлений развития города, так и от особенностей специализированных структур, отвечающих за реализацию каждого направления.

По каждому стратегическому направлению развития города на этапе реализационного запуска формируется соответствующая организационная форма, удобная и эффективная для организации деятельности именно в этом направлении. Регулярное собрание представителей участников реализации Стратегии проводится в виде Городской стратегической ассамблеи (как преемника стратегических сессий по проведению интерактивных междисциплинарных обсуждений по развитию города).

Городская стратегическая ассамблея является формой представления общественных, деловых, частных и властных интересов в развитии городского округа при обсуждении хода реализации стратегии.  Городская стратегическая ассамблея проводится 2 раза в год.

В период между заседаниями Городской стратегической ассамблеи согласование партнерских взаимоотношений по реализации стратегии осуществляет Городской центр координации стратегических инициатив.

В Городской центр координации стратегических инициатив входят: представители органов местного самоуправления, руководитель МБУ «Агентство экономического развития», координаторы стратегических команд по направлениям развития городского округа, методологи стратегического процесса и представители других участников.  Первичный состав Городского центра координации стратегических инициатив утверждается на первой Городской стратегической ассамблее и обновляется при необходимости на очередной стратегической ассамблее.
Для соорганизации и координации деятельности по реализации стратегии на этапе реализационного запуска формируется специальная городская стратегическая «платформа» сотрудничества – определенный свод правил и договоренностей между участниками реализации стратегии,  регулирующих взаимодействие между общественными, бизнес-структурами с органами местного самоуправления по вопросам стратегического развития городского округа.

Подготовленный свод правил обсуждается и утверждается первой Городской стратегической ассамблеей в виде меморандума, подписанного представителями участников реализации стратегии, вошедшими в Городской центр координации стратегических инициатив.

Структурная схема Системы управления реализацией живой стратегии

Структурная схема Системы управления реализацией живой стратегии